НАЗАД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Руководители Самусьского ССРЗ

Флейшман Н.Н.

1941-45 г.

Славороссов П.И.

1945-50 г.

Пугин А.С.

2000-2002 г.

Комарчев А.В.

2002-2010 г.

Жигулин Е.Н.

1950-61 г.

Амосов В.В.

1969-2000 г.

Чумак А.Ф.

1961-69 г.

Пароход "Латвия" построен на заводе в 1940 году.

Капитан Фокин В.Г.

Механик Чурсанов Б.П.

Сухогрузный теплоход с водометным движителем проекта 890, г/п 150 тонн.

С 1964 по 1974 год заводом построено 56 судов.

1. Плавучий кран проекта 721, г/п 27 тонн, поставка из Венгрии.

С 1976 по 1978 годы собрано 3 судна.

 

 2. Плавучий кран проекта Р-108, г/п 16 тонн, поставка завода "Теплоход", г. Бор.

С 1979 по 1990 годы собрано 10 судов.

 

 3. Плавучий кран проекта Р-99, г/п 5 тонн, поставка завода "Теплоход", г. Бор.

С 1979 по 1993 годы собрано 3 судна.

 

Теплоход пассажирский проекта 544 на 150 чел.

Скорость 19 км/час.

С 1951 по 1964 год заводом построено 56 судов.

Головное судно имело

название "Боевой".

Пассажирский пароход "Пролетарий" самый мощный и большой из эксплуатировавшихся в Обь-Иртышском речном бассейне.

 

Капитан .............................

Механик .............................

 

Пароход "Большевик", самый мощный из буксирных пароходов Обь-Иртышского речного бассейна.

Капитан Верзаков А.С.

Механик ......................

Подобные пассажирские пароходы построены на заводе:

"Александр Невский" 1941 г.

"Богдан Хмельницкий" 1948 г.

 

На фото пассажирский пароход "Пожарский", приписанный к Самусьскому заводу.

Капитан Пекарский В.Д.

Механик Игнатов

Пароход "Чая" построен на Самусьском заводе в

1935-36 г.

 

Смотрите ниже список судов построенных на заводе с 1912 по 2004 годы.

Суда построенные после

2003 года на

"Главной странице"

в картинках.

НЕКОТОРЫЕ ПОСТРОЕННЫЕ И ЭКСПЛУАТИРОВАВШИЕСЯ РАНЕЕ СУДА

Пароход МАРШАЛ РЫБАЛКО

Капитан Мошкин Василий Михайлович (1950 г.)

Капитан Провоторов Алексей Степанович

Механик Гилев Юрий Семенович

Описание Самусьского судостроительно-судоремонтного завода

История

          В ноябре 1879 года купеческий пароход «Гагара» с грузом нашёл спасение от надвигающегося ледостава в устье реки Самусь. С этого времени принято отсчитывать начало истории посёлка Самусь и Самусьского судостроительно-судоремонтного завода.

Команда парохода вырыла две землянки — под жильё и мастерскую. Во время зимовки был произведён ремонт парохода. Благополучно проведя зимовку, и, переждав весенний ледоход, судно продолжило дальнейший путь мимо Томска в Бийск. Весть об удобном месте для зимовки в устье таёжной речки Самусь быстро распространилась среди судовладельцев.

Осенью следующего 1880 года, спасаясь от возможности быть затёртым льдом, в устье той же реки Самусь остановился на зимовку пароход «Арсений». Воспользовавшись примитивной базой, экипаж произвёл ремонт парохода и благополучно начал новую навигацию.

          В 1881 году томский купец И. Некрасов уже специально располагает здесь на зимнюю стоянку и ремонт пароход «Благославенный».

В 1890 году по распоряжению Министерства путей сообщения в Томск направляется инженер, статский советник, барон Аминов Бьорк Александрович. Главной его заботой была достройка Обь-Енисейского канала, начатого ещё в 1883 году. В штате Томского округа водных путей сообщения служили инженеры и техники с отличным столичным образованием. Они заинтересовались Самусьским отстойным пунктом. В Самуськах побывал барон Аминов. Обследовав место зимовки пароходов, он представил правительству предложение о целесообразности создания крупного затона для отстоя и ремонта судов. В архивных документах говорится «для зимовки казенных судов и снарядов Томского водного округа на реке Томи вблизи города Томска служит Кижировская протока, правый рукав реки Томи у устья реки Самусь. Это место находится в 35 верстах от города Томска и является единственным удобным для постановки на зимовку судов».

Весной 1891 года в это место прибыла бригада специально присланных рабочих, которые построили несколько жилых и производственных помещений. С Обь-Енисейского канала были привезены казённые жилые дома и оборудование кузнечного, механического и столярного цехов. Сформировалось машинное заведение, то есть «устройство для выделки чего-либо». Так определяли завод словари того времени. Вновь образовавшийся завод стал использоваться для ремонта речных судов.

          Начиная с 1897 года происходит заселение будущего посёлка постоянными жителями. Первым, кто остался на постоянное место жительства, был столяр парохода «Благославенный» Иван Степанович Попов 1855 года рождения и его жена Анна Андреевна 1861 года рождения. За время совместной жизни у них родилось 22 ребёнка. Иван Степанович всю жизнь проработал на нарождающемся судоремонтном предприятии.

Бывшее случайное зимовье, терпящих бедствие судов, стало разрастаться за счёт вновь прибывавших постоянных рабочих.

Судоремонт

          В 1907 году завод получил официальный статус «Самусьский судоремонтный затон». Это предприятие долгое время являлось единственным и самым значительным для всего Томского округа водных путей сообщения. В Самусьском затоне имелось: механическая мастерская с кузницей, столярная мастерская, склады имущества и материалов, 13 жилых зданий, казармы для рабочих, баня, больница. Происходило обучение рабочих сложному делу — ремонту речных судов. Весной 1891 года Министерство путей сообщения направило в эти места группу рабочих, которые построили несколько деревянных жилых домов и производственные помещения. Позднее с Обь-Енисейского канала были перевезены жилые дома, которые стоят и сегодня по улице Академика Пекарского, создавая особый колорит современному поселку. Оттуда же были перевезены  столярный и механический цеха, кузница. Все постройки были сделаны из дерева. Оснащенность мастерских представляла    собой     следующее:   3   малых    самоточки, 3 ручных сверлильных станка, 1 строгальный станок, 3 краскотерки, кузница на 4 горна.    Для ремонта флота требовались хорошие мастерские и определенная промышленная база. Самусьский затон начинает усиленно развиваться. Достаточно сказать, что в те годы были построены:

          1920 – 1923г.г. – электрическая станция мощностью 40 кВт, лесопилка, временная литейка, амбулатория, школа ФЗУ;

          1924 – 1926г.г. – расширен ковш для отстоя 30 судов, школа, 14 жилых домов;

В эти годы на базе примитивных мастерских судоремонта создается база судостроения. В дальнейшем расширение ковша производилось, по мере необходимости, вплоть до 1970 года.  

          1927–1931г.г. – возведено кирпичное здание механо-сборочного цеха, в котором разместились слесарный, токарный, литейный, кузнечный участки, здания материального склада, электростанция (силовая), столярный цех и в 1936 году – отдельный литейный цех.

         В 1935 году приказом наркома затону присвоено звание «Завод II разряда» системы Наркомречфлота.

          Используя созданную промышленную базу Самусьский завод успешно производит ремонт флота для речников Обь-Иртышского бассейна.

          В 1972 году – введено в эксплуатацию судоподъемное сооружение (СЛИП Г-150), способное поднимать на берег суда и спускать их на воду (длина судна до 97 м, доковый вес до 800 тонн). Завод стал производить все виды ремонта речных судов, деффектацию корпусов судов.

          Так же производится ремонт надводной части судна "на плаву" (длина судна до 150 м, осадка до 2,5 м) и отстой флота в охраняемой акватории.

          За время своей работы Самусьский завод произвел ремонт многих тысяч речных судов.

 

Судостроение  

 

       Освоив технологию судоремонта, предприятие «Самусьский судоремонтный затон» приступило к новом для себя делу — судостроению.

           По заказу Министерства путей сообщения в 1912 году из Англии были привезены в разобранном виде два судна: «Тура» и «Конда» мощностью по 100 л. с. В течение года эти два судна были собраны, опробованы и отправлены в плавание по рекам Томь и Обь. Так было положено начало судостроения в Самусьском судоремонтном затоне.

            Дальнейшее развитие судостроения приходится на 1935-36г.г., когда были построены с нуля первые колесные газоходы мощностью 80 лошадиных сил № 201, 202, 203, 204, буксирные пароходы «Чая», «Васюган»  по 60 лошадиных сил.

            Наряду с большими объемами судоремонтных работ приписного флота завод все чаще занимается судостроением, как говорится , «с нуля», а также сборкой металлических корпусов судов, построенных на заводах «Ленинская кузница» г.Киев, Зеленодольск и полной их достройкой на Самусьском заводе. Это серия буксирных судов мощностью 450 лошадиных сил:

                  1939 год – пароход «Чапаев»;

                  1940 год – пароход «Латвия»;

                  1942 год – пароход «Анатолий Серов»;

                  1943 год – пароход «Полина Осипенко»;

                  1944 год – пароход «Эстония»;

                  1945 год – пароход «Литва».

          В годы Великой Отечественной войны, наряду с ремонтом и строительством, флота коллектив завода выпускал оборонную продукцию. В специально оборудованном цехе изготовлялись мины. Работа велась круглосуточно, в три смены.

            Особенно активно судостроением завод начинает заниматься в послевоенный период.  С 1950 года начинается строительство крупной серии пассажирских теплоходов проекта № 544 пассажировместимостью 144 человека.

            В 1955 году завод строил один проект – пассажирский теплоход проекта 544, то через четыре года, в 1959 году – три проекта. Это – проект 544 (пассажирский теплоход), проект 792 (пассажирский теплоход, для речной переправы) и проект ПЭС–200  (плавэлектростанции мощностью 200 кВа). А еще через 10 лет, в 1969 году,  номенклатура судостроения состояла из четырех проектов одновременно строящихся судов.

          Следует отметить, что производственная мощность завода прирастала медленно. По-прежнему отсутствовало здание корпусного цеха, краны грузоподъемностью более трех тонн, металлорежущее оборудование для резки листовой стали толщиной более 5мм, отсутствовали стапельные места. Все это снижало возможности предприятия в увеличении объемов судостроения.

          Совет Министров СССР принял решение через «Автопромимпорт» заключить контракт на покупку в Финляндии и строительство цеха комплектной поставки по производству барж грузоподъемностью 1100 тонн. Производительность цеха 40 штук барж/год или переработки 16 000 тонн стали/год. С учетом использования территории, инженерного обеспечения, наличия трудовых ресурсов и жилья, было признано целесообразным разместить судостроительный цех в поселке Самусь Томской области. В декабре 1987 года комплекс из судостроительного и механического цехов был принят в эксплуатацию.

          Началось строительство барж в новом судостроительном цехе. Но через несколько лет после снятия Госзаказа завод приступил к выполнению разовых заказов:

          - Суда пассажирские, грузопассажирские и грузовые длиной до 97 м и доковым весом до 800 тонн.

          - Катера и яхты разных типов и назначений с отправкой по ж.д. или водой по рекам

Обь-Иртышского бассейна.

          - Баржи сухогрузные различных типов и назначений.

          - Баржи нефтеналивные для перевозки светлых и темных нефтепродуктов.

          - Переоборудование новых и эксплуатируемых барж под нефтеналивные.

          - Паромы несамоходные и самоходные.

          - Мосты понтонные, понтоны.

          - Сборка плавучих кранов грузоподъемностью 5 и 16 тонн.

 

          Всего до 2013 года на заводе было построено более трёхсот судов. Более подробно со списком построенных судов можно ознакомиться на сайте Самусьского судостроительно-судоремонтного завода – http://sssrz10.narod.ru

          Указом Президиума Верховного Совета СССР к столетию завода «За достигнутые успехи в развитии речного транспорта и строительство судов для освоения нефтедобывающих районов Западной Сибири» Самусьский судостроительно-судоремонтный завод был награждён орденом «Знак Почета».

 

Машиностроение

- Муфты приварные диаметром до1220 мм, для

ремонта нефтепроводов.

- Ковера, фланцы и кницы для установки "Диоген",

корпуса для установки "Кайман".

- Производство стальных металлоконструкций  конструкций, ферм, в т.ч. нестандартных.

- Емкости стальные малотоннажные.

- Валы гребные судовые, в т.ч. для скоростных  судов. Изготовление новых и восстановление изношенных- электронаплавкой.

- Иллюминаторы судовые створчатые и глухие  диаметром 250, 300, 350, 400, 450 мм. ГОСТ 19261-98.

- Иллюминатора судовые створчатые и глухие прямоугольные размером 400х560, 500х710 мм. ГОСТ 21672-99.

- Крышки судовые водогазонепроницаемые размером 450х600 мм, тип II ГОСТ 25309-94.

- Нестандартное оборудование, в т.ч. станки деревообрабатывающие универсальные промышленной производительности с электродвигателем 7.5 квт. Масса станка 250 кг.  

 

 

Зимний отстой

судов

Ремонт судов

летом

Теплоход сухогрузный

проектов 912В, 912М, 912И:

 

С 1983 по 1991 годы

построено 18 судов.

 

Грузоподъемность:

Класс "О" - 350 тонн

Класс "Р" - 650 тонн.

 

 

 

Теплоход сухогрузный

проекта Р25Б, г/п 2000 тонн,

длина судна 97 метров.

С 1978 по 1981 год

построено 4 судна.

 

Пик развития завода по применению современных технологий судостроения и производительности!

 

            счетчик посещений